История института
История Петербургского института иудаики
Иудаика – гуманитарная наука комплексного характера, изучающая историю, философию и культуру еврейского народа. Родиной иудаики стала Германия, где в первой половине XIX в. появились первые серьезные научные труды, посвященные всеобщей еврейской истории и литературе.
На рубеже XIX – XX вв. центр изучения иудаики переместился в Россию. Особенно интенсивно эта наука развивалась в Санкт-Петербурге, в котором сосредоточены крупнейшие в мире собрания еврейских книг и рукописей. Именно в Петербурге в 1908 г. начало свою деятельность Еврейское историко – этнографическое общество, здесь издавался журнал «Еврейская старина», жили такие выдающиеся деятели еврейской академической науки, как Д.Хвольсон, С.Дубнов, А.Гаркави, Ю.Гессен, С.Гинзбург, И.Цинберг и другие. В городе на Неве в 1907 г. было учреждено единственное в России высшее учебное заведение, ставившее перед собой задачу преподавания иудаики – Курсы востоковедения им. барона Гинцбурга. Вскоре после революции распахнул свои двери Петроградский еврейский университет; к сожалению, он просуществовал всего несколько лет, после чего был закрыт властями по идеологическим причинам.
Вплоть до второй половины 80-х гг. ХХ в. любые исследования в области иудаики находились в СССР под строжайшим запретом, они считались буржуазно-националистическими и антисоветскими. Политика государственного антисемитизма, набравшая силу в послевоенное время, не признавала саму возможность изучения еврейского духовного и исторического наследия. Язык иврит был объявлен инструментом клерикализма и сионизма.
Своим возрождением иудаика в России обязана так называемым «отказникам» – тем, кто пожелал воспользоваться своим правом репатриироваться в Израиль, и, получив отказ от советских властей и автоматически потеряв работу, вынужден был трудиться кочегарами, грузчиками, дворниками. Чтобы не расставаться со своей мечтой и поддерживать национальное самосознание, эти люди в 70-е гг. начали организовывать первые подпольные кружки по изучению иврита. Учебников тогда не было, для чтения и изучения грамматики использовали дореволюционные молитвенники (не подозревая, насколько современный разговорный иврит отличается от книжного раввинистического), а в качестве учителей чаще всего выступали те, кто всего лишь на несколько уроков обогнал в усвоении знаний своих товарищей.
Среди «отказников» и их единомышленников быстро пробудился интерес и к еврейской национальной истории. На заседаниях подпольного Ленинградского еврейского историко-этнографического семинара, возглавлявшегося М.Бейзером и В.Лукиным, читались доклады, посвященные событиям далекого и близкого прошлого. Популярными были экскурсии по «еврейскому Петербургу». И.Дворкин, В.Лукин, Б.Хаймович, В.Дымшиц положили начало организации историко-этнографических экспедиций в бывшую «черту оседлости евреев» с целью документирования сохранившихся памятников и записи воспоминаний местных жителей.
В период перестройки прежние идеологические запреты и преследования постепенно сошли на нет. В 1989 г. по инициативе И.Дворкина и Б.Хаймовича на базе Ленинградского общества еврейской культуры – первой в городе легальной еврейской общественной организации – был учрежден Ленинградский еврейский открытый университет. Считая себя продолжателем и идейным наследником дореволюционной школы петербургской академической иудаики, он сразу поставил перед собой множество амбициозных задач: возродить преподавание основных еврейских предметов, организовать изучение еврейского культурно-исторического наследия в Восточной Европе, стать основой для выстраивания многоступенчатой системы еврейского национального образования. Еще одной целью было сплотить вокруг университета всех, кто в те годы интересовался и занимался иудаикой. Академическая общественность города с большим энтузиазмом встретила создание университета. В него в качестве преподавателей сразу же пришли многие известные ученые и педагоги, в том числе, И.Левин, Л.Герценберг, А.Зайцев, Г.Демидова, В.Кельнер и другие.
В 1992 г. Петербургский еврейский университет одним из первых среди негосударственных вузов России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности. Это стало актом официального признания иудаики в качестве учебной и научной дисциплины.
Петербургский институт иудаики (ПИИ) был основан в 1992 г. в качестве структурного подразделения Петербургского еврейского университета. В его задачи входила организация учебного процесса и работы со студентами. Вместе с другими университетскими подразделениями – Институтом изучения еврейской диаспоры и Институтом проблем еврейского образования – ПИИ на протяжении 90-х гг. добился впечатляющих результатов: была создана полноценная учебная программа, ежегодно проводились симпозиумы по еврейской педагогике, в 1993 г. состоялась первая за многие десятилетия международная конференция, посвященная истории евреев в России, начался выпуск серии сборников «Труды по иудаике», создавались и выпускались в свет школьные учебники, печатался журнал «Еврейская школа», были продолжены научно-исследовательские экспедиции в Украину, Белоруссию, Литву и Среднюю Азию.
В 1997 г. Петербургский институт иудаики получил статус самостоятельно учреждения, став правопреемником Петербургского еврейского университета в педагогической и научной сферах. Институтом был взят курс на систематизацию и упорядочивание учебного процесса, приведение его в точное соответствие с требованиями нормативных актов, действовавших на тот момент в Российской Федерации. Была проведена большая работа по пересмотру и изменению учебных программ, формированию постоянного штата преподавателей. Количество факультетов в институте было сокращено до двух; продолжилась работа исторического и филологического факультетов, а философский факультет в 1998 г. прекратил свое существование. Результатом этой деятельности явилось получение институтом в 2000 г. первого свидетельства об аккредитации, позволявшего выдавать выпускникам дипломы о высшем образовании государственного образца. В том же 2000 г. Петербургский институт иудаики совместно с Центром Чейза Еврейского университета в Иерусалиме стал соучредителем Центра библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУ (ныне – кафедра еврейской культуры).
На протяжении 2000-х гг. Петербургский институт иудаики продолжал успешно развиваться. Главным приоритетом оставалось повышение качества образования. Не являясь коммерческим вузом и не испытывая потребности в постоянном увеличении числа студентов, ПИИ стремился – и продолжает стремиться – к созданию условий, в которых каждый учащийся получает возможность раскрыться как личность и реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Студенты и преподаватели ПИИ участвуют в различных мероприятиях научного и культурного характера. Среди них – историко-этнографические экспедиции, международные научные семинары и конференции, учебные программы в Израиле, США и странах Западной Европы, фестивали еврейской музыки, театра и кино.
Петербургский институт иудаики на постоянной основе сотрудничает с крупнейшими научными и культурными центрами разных стран мира. Совместные конференции, экспедиции, учебные программы и семинары проводятся в Еврейском университете в Иерусалиме, который является ведущим партнёром ПИИ. Проект исследования истории еврейских местечек Восточной Европы осуществляется вместе с Центром искусств Еврейского университета в Иерусалиме, Гарвардским университетом и Ассоциацией еврейских общин Украины.
Сегодня Петербургский институт иудаики является небольшим, динамично развивающимся негосударственным вузом, успешно выполняющим стоящие перед ним педагогические и научные задачи. Учебный процесс в институте соответствует современным образовательным стандартам. В ПИИ регулярно проводятся научные симпозиумы и конференции, осуществляется выпуск научных и учебно-методических изданий. Институт ведет активную культурно-просветительскую деятельность, направленную на популяризацию иудаики и укрепление межнационального диалога и толерантности в российском обществе.
|